Свт. Димитрий, митрополит Ростовский.

Не собирай себе гнева на день гнева.

Что такое грех? – Грех есть преступление заповеди Божьей, сопротивление воле Господней, непослушание Богу, Который заповедал не творить зла, а делать добро. Грех есть отвращение от Бога, удаление от Него, пренебрежение собственным спасением, произвольное отлучение самого себя от жизни и обречение на смерть. Человек согрешающий умерщвляет свою душу, делает ее чуждою Вечной Жизни, по слову Св. Писания: «Душа же согрешающая, та умрет» (Иез. 18, 20). Грешник прогневляет Бога, лишается Его милости и подвергается казни. Ибо как земной Царь, если какой-либо раб воспротивится повелению его, почитает это за оскорбление себе, гневается на него, лишает его прежних своих милостей и предает наказанию; подобно сему и Царь Небесный – Господь Бог: если человек, которого Он же создал, которого обогатил Своею благодатию, для которого приготовил на Небесах Вечное Блаженство, если сей человек, презрев таковую милость, любовь и благодеяния своего создателя, начнет преступать Его заповеди и творить то, что Ему, нашему Владыке, неугодно и противно, – то Он гневается на него, вменяет его злые дела в оскорбление и безчестие Самому Себе, как дела противные Его Божественной воле. Сначала Он лишает его Своей прежней благодати, а потом, если человек не кается, осуждает его на казнь вечною смертию, которая ждет грешника в аду. Внимайте же и судите сами, какое великое зло – грех, который бывает причиною стольких бед!

Да, поистине грех – великое зло, ибо он прогневляет Господа Бога. Согрешающий оскорбляет Бога и безчестит Его, как говорит и Св.   Апостол: «Преступлением закона Бога безчествуеши» (Рим.   2, 23). Безчестит грешник своего Господа, почитая тварь более, чем Творца, временное наслаждение более Нескончаемого Блаженства, коего источник – Сам Бог. Грешник платит Богу злом за Его добро, ненавистью за Его любовь, и отвращается от Того, от Кого получил жизнь и дыхание, Кем живет и движется. Разве все это не есть оскорбление Богу и безчестие?

Безчестит и прогневляет грешник Бога-Отца Небесного, Который дал нам власть «чадом Божиим быти» (Ин.   1, 12),  – безчестит, ибо, тяжко согрешая и не желая покаяться, он отрекается сыновства, которым усыновлен Богу, не хочет иметь Бога своим Отцом, и усыновляется диаволу – делается его сыном. У нераскаянных грешников отец есть диавол, а не Бог, как сие видно из слов Самого Христа иудеям: «Вы отца вашего диавола есте» (Ин.   8, 44) , и из слов Св. Апостола Павла волхву Елиме: «О, исполнение всякия льсти и всякия злобы, сыне диаволь, враже всякия правды!» (Деян.   13, 10). Видите, грешнику отец – не Бог, а диавол. Итак, разве это не безчестие и не оскорбление для Отца Небесного, когда Его же дети оставляют Его, бегут к диаволу и усыновляются сему врагу Божию? И как не возгореться праведному гневу Отца Небесного на таких неблагодарных детей? Воистину «огнь возгорится от ярости Моея, разжжется до ада преисподняго» (Втор.   32, 22). Безчестит и прогневляет грешник Бога-Сына, вторицею, как говорит Апостол, распиная Его (Евр.   6, 6) и поругаясь над Ним своими греховными, а наипаче   – блудными делами: ибо кто оскверняется таковыми грехами, тот оскверняет в себе члены Христовы. Тела наши не нам принадлежат, а Христу Господу нашему, по слову Апостола: «Не весте ли, яко телеса ваша удове Христовы суть» (1 Кор. 6, 15),  – уды Христовы, ибо куплены честною Его кровью, почему Апостол и говорит: «Несте свои, куплени бо есте ценою» (1   Кор. 19, 20). Куплени «честною кровию яко Агнца непорочна и пречиста Христа» (1   Пет. 1, 19). «Взем ли убо уды Христовы, – рассуждает Апостол, – сотворю уды блудничи! Да не будет!» (1 Кор. 6, 15). Итак, блудник не безчестит ли Христа, Сына Божия, оскверняя в себе члены Его, – не прогневляет ли он Господа? Мы обручены Христу, Спасителю нашему, как невеста жениху своему, по слову сосуда избранного – Апостола Павла: «Обручил вас единому мужу деву чисту представити Христови» (2 Кор. 11, 2). Да будем с Ним едино, не только духом, как сказано: «Прилепляйся Господеви един дух есть с Господем» (1 Кор. 6, 17) , но и телом, ибо мы «уды есмы тела Его», по слову Апостола, «есть от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5, 30). Св. Иоанн Златоуст говорит: «Как Сын Божий приобщился нашего естества, так и мы приобщаемся Его естества. И как Он имеет нас в себе, так и мы имеем Его в себе». Итак, мы соединены с Ним, как невеста с женихом, не только во един дух, но и во едино тело. Вот почему и Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Во Святом Крещении мы соделываемся единою плотию и кровию со Христом». Подумайте теперь, разве может жених спокойно смотреть на измену невесты своей? Подобным образом и Христос разве может не гневаться на того, кого соединил Он с Собою во едино тело и един дух и который изменяет Ему, – и ужели Он оставит такого нечестивца без наказания, по слову Псалмопевца: «Потребил еси всякоголюбодеющаго от Тебе» (Пс. 72, 27)... Безчестит и прогневляет грешник и Бога-Духа Святого, отгоняя Его от себя скверными делами своими, ибо Дух Святой не может пребывать там, где совершается скверный грех. Св. Иоанн Златоуст уподобляет Духа Святого пчеле, которая любит жить только в чистых и благовонных местах, а от зловонных мест улетает. А человек-христианин, получивший во Св. Крещении Духа Святого, подобен бывает улею пчелиному, и в нем, как пчела в улее, обитает Дух Святой, как говорит Апостол: «Не весть ли, яко храм Божий есте, и Пух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16). И в другом месте: «Не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святого Духа суть, Егоже имате от Бога?» (1 Кор. 6, 19). И вот, как смрадный дым гонит пчелу прочь от улея, так и смрадное дело греховное удаляет Святого Духа от человека. Дух Святой в человеке то же, что хозяин в доме. А разве не безчестие хозяину дома, разве не оскорбление ему, если какой-нибудь чужестранец станет выгонять его из дома с насилием? Вот такое же оскорбление и безчестие бывает Духу Святому, когда грех человеческий изгоняет Его от Его жилища. Вот какое великое зло – грех: он прогневляет Бога, Единого в Троице, Отца и Сына, и Святого Духа! О, какое великое и несказанное зло этот грех, который Самого Бога, Преблагого и Премилосердого Отца, возбуждает на гнев безконечный! Страшась сего зла, многие святые угодники Божий почитали за лучшее отдавать себя на все муки, на все беды и все виды смерти, лишь бы не сделать какого-либо греха тяжкого и не раздражить им своего Создателя. Так Иосиф Прекрасный предпочел претерпеть темницу и узы, лишь бы не оскорбить Бога грехом, ибо говорил прелестнице: «Како сотворю глагол злый сей и согрешу пред Богом» (Быт. 39, 9). И Сусанна целомудренная лучше соглашалась умереть, нежели сделать грех, и так говорила к нечестивым и безстыдным судьям: «Изволеннеели есть не сотворившей греха впасти в руце ваша, нежели согрешить пред Богом» (Дан. 13, 23). А Святой старец Елеазар, принуждаемый преступить закон, так говорил: «Лучше для меня теперь же быть низвергнуту во ад, нежели прогневать Господа Бога моего преступлением Его Святаго Закона» (2 Мак. 6, 23). Кому не страшен ад? А вот угодник Божий лучше соглашается быть во аде, чем согрешить и прогневать Бога! И это потому, что гнев Божий страшнее всех мук и смертей, хотя бы даже в адских. Не взывают ли грешники горам и камням во Откровении Св. Апостолу Иоанну Богослову: «Падите на ны и покрыйте ны от лица Седящаго на Престоле и от гнева Агнча, яко прииде день великий гнева Его, и кто может стати?» (Апок. 6; 16, 17). А Св. Иов не молится ли о том, чтобы ему укрыться, хотя во аде, пока мимо идет гнев Господа? (Иов. 14, 13). Так страшен сей гнев Божий, а мы, грешные, нисколько его не страшимся и, согрешая в своей безпечности, собираем себе гнев на день гнева (Рим. 2, 5) .


Святой Димитрий Ростовский и его избранные творения. СПб., 1888. С. 80-85



PRAVOSLAVIE.INFO - Рейтинг православных сайтов; Коллекция.ру ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU