Свт. Димитрий, митрополит Ростовский.

Не завидуй и зависть незлобием побеждай.

«Завистию же диаволею смерть вниде в мир», – говорит Св.   Писание (Прем. 2, 24). Зависть не сродна людям, а сродна диаволу: она и происходит от диавола. Людям свойственно по немощи погрешать; но только одному диаволу свойственно по зависти делать зло. Зависть есть дщерь диавола, и кто с нею сочетается, тому она ничего не принесет, кроме злобы, а злоба рождает смерть. Подружился с завистию Каин и воспитал в себе злобу, а злоба возмужала и принесла смерть двоим: Авелю – временную, а самому Каину – вечную.

Зависть есть меч обоюдоострый, который наносит вред обоим: как самому завистнику, так и тому, кому он завидует, но не прежде последнему, чем первому. Завистник, прежде чем сделает вред другому, прободает свое собственное сердце, тяжко страдает душою, изменяется в лице и горько вздыхает. Хорошо сказал Св.   Василий Великий завистнику: «О чем ты вздыхаешь? О своем ли несчастии или о чужом счастии?»

И справедливо: завистник страдает не столько от своего несчастья, сколько от чужого счастья: он терзается сердцем, когда видит ближнего своего выше себя, в счастьи и почете. И для Каина не столь горько было то, что Бог отверг его жертву, сколько то, что Он благоволил принять жертву его брата; он не тужил о своей потере, а скорбел, смотря на счастье брата; он не думал исправить себя примером добродетели братней, но становился от того еще худшим. И сколько тот преуспевал пред Богом в добре, столько сей ожесточался во зле; тот возвышался в очах милосердия Божия, а сей нисходил в глубину погибели.

О, какое большое зло – зависть! Послушаем, что говорят о ней Св.   Отцы. Григорий Нисский говорит: «Зависть есть начало злобы, мать смерти, первая дверь греха, корень всякого зла». Василий Великий увещавает: «Будем, братие, избегать несносного зла – зависти; она есть заповедь змия-искусителя, изобретение диавола, вражие семя, залог казни Божией, препятствие к Богоугождению, путь к геенне, лишение Царства Небесного». А Св.   Златоуст говорит, что если бы кто был и очень добродетельным человеком и даже чудотворцем, но побеждается еще завистью, тот никакой пользы не получит от своих дел, – мало того: он судом Божиим причитается к великим грешникам. Вот слова сего отца Церкви: «Кто сотворит чудеса, сохранит девство, соблюдет пост, будет класть земные поклоны и сравнится с Ангелами в добродетели, но имеет сей недостаток (т.е. зависть), тот всех нечестивее, беззаконнее: и прелюбодея, и блудника, и раскопателя гробов».

Кому Бог являет Свои благодеяния, к тому и зависть человеческая бывает не равнодушна. Злые люди начинают ему вредить, дабы прогнать его от себя подальше, с глаз долой, ибо завистливое око не терпит видеть счастье и благоденствие другого. Святой Давид, сказав о праведном, что «рог его вознесется в славе» (Пс.   111, 9) , тотчас же прибавляет: «грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет и растает» (ст.   10). Рог славы и благоденствия будит очи завистливому, для которого чужое счастье составляет мучение. Он болеет сердцем и мучается, когда видит, что ближний благоденствует. Он рад бы живым поглотить такого человека. Мучили египтяне израильтян, которых ненавидели; но не менее того мучились и сами от зависти, ибо чем более они притесняли евреев, тем более сии размножались и укреплялись. Для народа Божия была мучением работа египетская, а для египтян было мучением то, что народ Божий столь быстро умножался и укреплялся. Но народ Божий остался непобедим, он со славою вышел из Египта, а египтяне за свою зависть преданы совершенной погибели, ибо зависть погубляет того, в чьем сердце поселится. Зависть подобна моли в одеждах: та съедает одежду, а эта – сердце, в котором зародится. Святой пророк Исайя, прославляя великую милость, которую получил от Бога пред своими врагами, обращается к ним с такою речью: «Вси вы, – говорит, – яко риза обетшаете, и яко молие изъяст вы» (Ис. 50, 9). Вас снедает зависть, и она вас погубит совершенно; не велика моль, а она всю одежду портит; не видна и зависть, сокрывающаяся в сердце, но весьма вредит и здравию телесному и спасению душевному. Она вредит здравию: ибо завистник, снедаемый и терзаемый в сердце завистию к счастию ближнего, ослабевает и телом, случается что и заболевает от чрезмерной зависти. Она вредит спасению: ибо если завистливый до конца жизни пребудет в своем устроении и не покается, то не может спастись, по свидетельству Св. Апостола, который, исчисляя злые дела: нечистоту, идолослужение, чародейство, вражду, ярость, ересь, и др., между ними поставил и зависть, рядом с убийством и проч. Чем же победить зависть? – Кротостью, терпением и незлобием. Они и без ярости устрашат, без оружия победят, без полков воинских прогонят своих врагов! Сим и Христос Спаситель победил Своих врагов; Он «яко овна на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен был» (Ис. 53, 7). Он – «укоряем противу не укаряше, стражда непрещаше» (1 Пет. 2, 23). Чего ни сделала Его незлобивая и долготерпеливая кротость? Каких зверей лютых во образе человеческом ни укротила она? Читай во Св. Евангелие и увидишь... Итак, кто хочет без оружия победить своих завистников и иметь над ними преимущество, тот будь кроток, терпелив, тих, незлобив, как агнец, и победишь их, укротишь и себе покоришь. Хорошо обнадеживает в том Св. Иоанн Златоуст. Он говорит: «Если мы пребудем овцами, то победим не своей силой, но охраняющей нас Божественной помощью; ибо как пастырь пасет своих овец, так и Бог пасет и охраняет нас, дабы не могли причинить нам вреда, подобные волкам, враги наши. И напротив, если перестанем быть овцами, но, сопротивляясь враждующим на нас, подвигнемся гневом и озлоблением, восстанем на месть, воздавая злом за зло и досаждением за досаждение, тогда и сами сделаемся волками, потеряв незлобие и кротость, и тогда не одолеть нам врагов своих, потому что тогда отнимется у нас помощь и охранение нашего пастыря – Бога, Который есть Пастырь только кротких овец, а не волков». Как свидетельствует тот же Св. Златоуст, говоря: «Если будем волками, то будем побеждены врагами своими, ибо тогда отступит от нас помощь Пастыря: Он пасет не волков, а овец, оставляет волков враждовать друг на друга и удаляется». Итак, Бог помогает только тому, кто кроток, как агнец, а не тому, кто делается волком, желая растерзать своего врага; Бог есть Пастырь только незлобивых, а не тех, кто за зло платит злом же. Он отомщает за тех, кто не мстит сам за себя, а не за тех, кто хочет сам отплатить злом врагу своему. Есть в «Отечнике» (или «Патерике») такой рассказ... Один брат, обиженный другим братом, приходит к Преподобному Сисою Фиваидскому и говорит: «Мне досадил брат, я и хочу отомстить ему». Старец стал его уговаривать: «Нет, чадо, не мсти за себя, оставь это дело на волю Божию, Он Сам отомстит за тебя». Но он настаивал на своем: «Я этого так не оставлю, я отомщу ему». Тогда старец сказал: «Помолимся Богу, брате». И, встав, начал молиться: «Боже, мы уже более на Тебя не уповаем; итак, оставь попечение о нас, не мсти обидящим нас: мы сами за себя отомстим им!» Услышав сие, брат упал к ногам старца и сказал: «Я уже не сержусь на брата; я не буду мстить ему, я прощу ему!» И сказал ему старец: «Поверь мне, чадо: кто претерпит досаждение, тот без труда спасется, а кто гневается на брата, тот губит всю свою добродетель и делается рабом диавола».


Святой Димитрий Ростовский и его избранные творения. СПб., 1888. С. 90-95



PRAVOSLAVIE.INFO - Рейтинг православных сайтов; Коллекция.ру ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU