Свт. Димитрий, митрополит Ростовский.

Не всякому слуху верь.

«Вопль содомский и гоморрский умножися ко Мне: и греси их велицы зело. Сошед убо узрю, аще по воплю их грядущему ко Мне совершаются» (Быт. 18; 20, 21). Вот поистине дивное дело: Бог Всевидец, о котором сын Сирахов пишет: «Очи Господни тмами тем крат светлейший солнца суть, прозирающии вся пути человеческия и разсматряющии в тайных местех, прежде неже создана быша вся уведена Ему» (Сир. 23, 27-29),  – Бог, которому Псалмопевец говорит: «Несоделанное мое видесте очи Твои» (Пс. 138, 16),  – сей Всеведущий Владыка наш, который видит бездны, знает все тайные помышления сердечные и зрит ясно все то, что делается во тьме ночной в самых сокровенных местах, – говорит Аврааму: «Пойду и посмотрю, правда ли то, о чем Я слышу у содомлян, или неправда». Как бы так сказал: «Я не верю слуху, пойду, Своими очами посмотрю и только тогда поверю и наведу на них казнь, ими заслуженную...» Почему же это так? Ужели в самом деле Всевидцу Богу нужно было Самому сходить с Небес, чтобы видеть грешные дела содомлян! Нет! Господь говорит это для того, чтобы научить нас не вдруг верить словам того, кто клевещет на ближнего, не спешить осуждать ближнего, не торопиться его наказанием, – если нам дано право наказывать его, – пока сами увидим и достоверно узнаем то, что было действительно. Только нетерпеливым свойственно тотчас же верить клевете на ближнего, тотчас же гневаться на него, не убедившись, правду ли о нем говорят. Ведь очень часто случается, что злой язык н едобрых людей пустит худую молву о неповинном человеке, а легковерие распространит эту молву; то, что злые люди солгут по своей злобе, легковерные повсюду разнесут, поверив лжи, и очернят имя ближнего в глазах других. И вот таким-то образом, точно плевелы по ветру, разносится между людьми злая молва о человеке, который даже и не думал делать того, в чем его обвиняют. Бывает и так, что худые люди начнут рассказывать о каком-нибудь неважном поступке, да прибавят от себя и из муравья сделают льва, из комара – верблюда, из зайца – слона, а из сучка – целое бревно. Вот почему следует иметь много рассудительности и осторожности в таких случаях, чтобы ложь не принять за истину и малое прегрешение не почесть за большой грех, простительное дело не поставить в непростительное преступление. А этого всего лучше достигнем, если постараемся, когда нужно и когда дело касается нас, своими очами удостовериться в том, о чем дошли до нас какие-нибудь слухи. Вот этому-то мудрому правилу и научает нас Господь, Самого Себя предлагая в пример, когда говорит: «Сошед узрю». Слышал Он вопль беззаконий содомских и хорошо знал, что все то истина, но не тотчас подвигнулся на гнев, как будто не доверяя слуху; Он не простер тотчас же Свою карающую руку для наказания грешных, пока не пришел Сам в Содом, пока Своими очами не узрел то, что видел Он столько же ясно и с высоты Небесной – дабы и мы остерегались доверять тому, о чем только от других услышим. О, как много людей, которые тяжко согрешают, доверяя одним слухам! Как часто они, не видев своими очами, не удостоверившись, как должно, о деле, осуждают неповинных вместо виновных! Не осудил ли на темничное заключение в узах ни в чем неповинного и Святого отрока Иосифа Пентефрий, вельможа египетский, поверив на слово своей беззаконной жене, которая на него клеветала? А что сделал великий Царь Константин? – Своими руками убил он своего же любимого сына Криспа, доброго и невинного юношу, которого все любили, но которого жестоко оклеветала перед ним его жена Фавста за то, что этот целомудренный юноша, подобно Иосифу, не захотел исполнить греховного желания своей злой и развратной мачехи. Царь не постарался исследовать, справедливо ли обвинение, и тотчас же убил сына; а когда потом узнал истину, то как он скорбел сердцем, как плакал неутешно, раскаиваясь в своей опрометчивости; но, конечно, было уже поздно: убитого он ведь не мог воскресить... Казнил он и злую жену свою Фавсту за эту ужасную клевету и, таким образом, сделал два убийства: одно неправедное, другое справедливое, и сразу лишился и сына, и жены, а все потому, что поверил слуху и не исследовал истины... Хорошо увещавает людей, облеченных властию, Св. Златоуст, говоря: «Не суди никого по своему мнению прежде, чем наверное узнаешь, так ли было дело, и не спеши никого обвинять, но подражай Самому Богу, Который говорит: « сошед убо узрю». То же говорит и Св. Григорий Двоеслов: «Бог, пред Которым все обнажено и открыто, казнил грехи содомлян не потому, что слышал, а потому, как Сам увидел». И Св. Исидор Пелусиот, увещавая своего сродника, Св. Кирилла, архиепископа Александрийского, не гневаться напрасно на Св. Иоанна Златоустого, писал ему, что, не рассмотревши дела, не следует никого судить, ибо и Господу Богу, вся ведущему, благоугодно было Самому сойти с Небес к согрешившим и прогневавшим Его городам. Подобным образом и Преп. Пимен одному брату, который говорил ему о прегрешении другого брата, сказал: «Если сам чего не видишь, то не верь тому, что говорят про брата, ибо и Бог, слышав вопль содомский, не поверил, но Сам сошел видеть Своими очами...»


Святой Димитрий Ростовский и его избранные творения. СПб., 1888. С. 97-101



PRAVOSLAVIE.INFO - Рейтинг православных сайтов; Коллекция.ру ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU