Проповедь на 24-ю неделю по Пятидесятнице

иерей Марк Ермолаев

иерей Марк Ермолаев
Священное Писание открывает человеку Небесные истины, призывает его стремиться к правде Божией и искать её. Человек, погруженный в суету мира сего, не способен самостоятельно познать истинный путь, ведущий в Царство Небесное. Законы и понятия нашего бытия иные, чем законы Царства Божия. Потому Слово Божие указывает нам Истинный Путь, дает ключ к разумению.
Необходимо осознать то, что познание людей очень сильно ограничено, «истина», приобретенная рациональным умом весьма неустойчива, это очень выразительно показывают опыт и история человечества. Знания, которыми руководствовались в прошлом, сегодня выглядят наивно. Постоянные революционные открытия в науке часто переворачивают всю систему миропонимания. Ученым приходится корректировать даже самые фундаментальные теории. И только Истина открытая в Евангелии никогда не пересматривалась. Все попытки сделать это оказались несостоятельными. Опереться можно только на то, что непоколебимо. И подлинная опора – это Откровение Божие. Чем больше человечество приобретает опыта, тем более и более убеждается в этом.
Господь желает, чтобы Его чада знали истину, но знает и то, что она весьма высока для человеческого ума, поврежденного грехом. Потому, применительно к нашему уровню познания, Слово Божие часто говорит нам притчами. В них, через понятные людям примеры нашей земной реальности, являет Господь реальность Небесную. Читая Евангелие мы убеждаемся, что наши устремления – ошибочны, то, что мы зовем благом, - дьявольская приманка, ведущая в краху.
Одним из вожделенных благ для человека является богатство. На него люди возлагают все свои надежды, его ищут, о нем пекутся, терзаются и страдают, когда его нет, завидуют владеющим им, радуются, приобретая и никогда не могут насытиться. Богатство лишает человека всякого покоя. Пока его нет, ум постоянно напряжен, планирует, считает, замышляет. Богач мучается тревогой, как бы не потерять нажитое «добро». Такое отношение – ошибка.
Христос говорит в притче: «У одного богатого человека был хороший урожай в поле, и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»
Казалось бы, богатство сказочно умножилось – вот оно счастье. Верные, с человеческой точки зрения, расчеты обещают долгую и счастливую жизнь, но все ниспровергается одним Божиим определением. Эта долгая и счастливая жизнь – подлинная ночь (в сию ночь). Богач погрузился как бы во мрак, в таком безумии нельзя разглядеть того, что и кто тебя окружает. Вокруг столько нужды, недостатка, а он видит только себя. Душа, как средоточие всей жизни, как личность, находится в плену (душу твою возьмут у тебя). За этим пленом наступает смерть, не по воле Божией, а потому, что эгоизм делает человека мертвым для окружающих, и окружающих – мертвыми для эгоиста. Не само по себе богатство производит такие последствия, а отношение к нему человека вершит свой суд.
Но Христос указывает нам путь, который избавит нас от такой страшной участи: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». Как же нам в Бога богатеть? Евангелие дает прямой ответ. Необходимо любить! Любить – значит видеть ближнего, его радость, его духовную красоту, порой так глубоко зарытую в порок, видеть и его нужду, служить ему всем, что имеешь. Христос ободряет нас в этом служении ближним: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25,40). Так мы можем в Бога богатеть и услышать Глас Его: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25,40)!
Аминь.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU