Проповедь во 2-ую неделю поста

Свт. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский.

иерей Марк Ермолаев

иерей Марк Ермолаев
Святая Церковь, будто заботливая мать, печется о своих чадах каждый момент их жизни. Все от рождения человека в мир – до его преставления пронизано этой заботой, все имеет церковное осмысление и освящение. Особенной вехой в жизни христианина является поприще Великого поста. Святые отцы с древности называют Великий пост «Весной духовной». В этот период христианин призван пробудиться от сна лености, возрасти духовно, взойти вверх по «лествице добродетелей», «процвести, яко финикс» и принести Богу обильный «плод духовный». Несомненно, для хорошего урожая нужно много: согревающие лучи Благодати Божией, живительная влага Таинств церковных и благое удобрение в виде высоких примеров добродетельного христианского жития. Такие именно примеры расставлены уставом церковным по всему течению поста равномерно. Каждое воскресенье верующим приводится на память какое-либо событие священной истории, тот или иной угодник Божий, а в самой середине – Всечестный Крест.
Во второе воскресенье Великого поста совершается хвалебная память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, и его именем украшает целая седмица. Этот угодник Божий обладает особой святостью, что служит назиданием для постящихся. Он был величайшим подвижником в труде монашеском и, следовательно, постническом на святой горе Афон (Греция). Здесь во времена св. Григория подвизались особенные монахи-отшелиники, т. н. исихасты. Они через безмолвие и сосредоточенную молитву достигали сверхъестественных озарений. Многие из них весьма возвышались в духе и сподоблялись откровений и видений духовных. Проводя строго подвижническую жизнь, творя непрестанно умную молитву, св. Григорий возрос до той чистоты сердца и высоты духа, что бывал озаряем светом небесным, подобным тому, что виден был на Фаворе в час преображения Господня.
Но это высоко-духовное делание и успех подвижников в молитвенном предстоянии Богу не могли не остаться незамеченным врагом человеческого спасения. Он решил внести смуту в церковную среду и отравить своими кознями христианский мир: – из Калабрии в Константинополь, а затем и на Афон, приехал ученый монах Варлаам (автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор), который объявил умное делание еретическим заблуждением, пытаясь доказать тварность Фаворского света. Варлаамово лжемудрование было подхвачено врагами православия, и повсюду стало разглашаться, будто афонские монахи – еретики, впавшие в самообольщение. Такие слухи привели всю Церковь в сильное волнение, потому что Афон издревле являлся оплотом «правыя веры», а теперь говорят, что здесь является новая ересь, причем под видом самым благочестивым, а потому наиболее опасным!
В это тревожное для Православия время Господь посылает своего раба – св. Григория, который явился «яко Ангел тишины для укрощения бури». Обладая обширными познаниями Священного Писания, он умело доказывает, что учение о Нетварном Фаворском свете совершенно согласно с духом Евангелия. Те же «кои сомневаются в бытии сего света и в озарении им избранных Божиих еще на земле, обнаруживают сим только недостаток своей чистоты и своих духовных подвигов», - говорит святитель. Слово Божие ясно уверяет в том, что праведники будут как «Светила на Небеси», «просветятся яко Солнце» в Царствии Небесном. И нет ничего удивительного в том, что те кому предназначено стать Солнцем на Небе, уже здесь на земле как Луна озаряются светом от Духовного Солнца – Иисуса Христа.
Диавол не оставил без своего отмщения апостольских трудов Фессалоникийского пастыря. Много искушений претерпел свт. Григорий, но они не могли сломить духа подвижнического. Даже плен у сарацин не заградил уста его. В узах он продолжал разить врагов Православия и утверждать в истине колеблющихся чад Церкви.
В благодарность за труды и подвиги святителя Григория установлено совершать его память именно в дни Великого поста, чтобы мы, говея, всегда имели в уме то, что пост – первейшее средство в жизни подвижнической, честь которой защищена угодником Божиим. Вдохновляясь примером того, как Господь просветляет умы людей всей своей жизнью верных Ему, мы должны охранять себя от многоразличных суждений о посте, молитве, Богослужениях и иных средствах спасения, доносящиеся до нас от людей чуждых Церкви. Когда нас будут искушать, рассуждая о необязательности исполнения всех уставов церковных, говоря, что довольно просто верить в душе (наиболее распространенное оправдание духовной лени и бездействия о спасении собственной души) вспомним святителя Григория и призовем его в молитвах на помощь нам. Такое средство будет надежным щитом от всех соблазнов.

Икона Божией Матери, именуемая «Державная»

Икона Божией Матери, именуемая «Державная», явила себя русскому православному народу 15 марта 1917 года – в день отречения от престола императора Николая II, будущего царственного страстотерпца, – в селе Коломенском близ Москвы.
Некой крестьянке Евдокии Адриановой, жительнице деревни Перервы, было трижды во сне открыто, что есть позабытый образ Богородицы, через который отныне будет явлено небесное покровительство Царицы Небесной русскому народу. Она ясно слышала слова: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся».
Настоятель храма в Коломенском, отец Николай Лихачев, к которому обратилась Евдокия, не стал препятствовать, и они вместе осмотрели все иконы, находившиеся в церкви. Не найдя ничего похожего в храме, отец Николай предложил посмотреть иконы в подвале церкви, по разным причинам сложенные там, среди которых и выбрали самую большую, покрытую вековой пылью. Очистив икону от пыли, они к своему удивлению увидели изображение Божией Матери, сидящей на троне. По мере приведения иконы в порядок обнаружилось, что Младенец-Христос на коленях Божией Матери простер благословляющую руку. В одной руке Владычица держала скипетр, в другой – державу (знаки царской власти над миром), на главе Ее была корона, а на плечах – красная мантия или порфира. При необыкновенно суровом лике Богоматерь на иконе имела царственный вид – все указывало на то, что Владычица отныне принимает на себя особое попечение о многострадальном русском народе.
Адрианова сразу признала виденную во сне икону, а священник тотчас же отслужил перед образом молебен с акафистом. Слух о вновь найденной иконе быстро распространился не только в селе Коломенском; богомольцы стекались в церковь Вознесения из Москвы и других мест, получая от Божией Матери благодатную помощь. В «Сергиевских листках» описано прибытие Державной иконы Божией Матери в Марфо-Мариинскую обитель в Москве, где икона была встречена Великой княгиней Елисаветой Феодоровной и другими сестрами с большим торжеством. Икону для поклонения возили и в другие церкви, а по воскресным и праздничным дням она оставалась в селе Коломенском.
По некоторым сведениям, Державная икона Божией Матери до 1812 года пребывала в Вознесенском женском монастыре в Москве. Спасая икону от Наполеоновского разграбления, ее спрятали в селе Коломенском и, по всей вероятности, забыли там на 105 лет, пока она не явила себя в положенное время.
Знаменательно, что святой образ был обнаружен в особое время – в начале русского лихолетья. Царственный вид иконы, скипетр и держава словно подчеркивают, что Владычица приняла на Себя и опеку, и окормление верных чад Церкви Российской. Знаменательна и алая порфира Богоматери, цвет которой напоминает цвет крови...
Служба и акафист Державной иконе Пресвятой Богородицы составлены с участием Святейшего Патриарха Тихона († 1925).
Ныне эта святая икона находится в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, куда была возвращена 27 июля 1990 года.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU